Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

 Презентация 

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня,

то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно

и не ошеломляет лавиной впечатлений»

В. А. Сухомлинский

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

В этом учебном году наши выпускники стали первоклассниками. Анализируя опыт своей работы, убедилась, что игра является универсальным средством формирования предпосылок учебной деятельности.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности : учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Как показывает практика, преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.

Игра - это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности : наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. На мой взгляд, в процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие. Дети с удовольствием принимают участие в играх: «Кому что нужно»«Ищем клад»«Найди ошибку»«Найди отличия и сходство»«Волшебный квадрат» и т. д.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. На мой взгляд, проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Она предполагает развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе. Одной из самых любимых игр старших дошкольников является сюжетно – ролевая игра «Школа», имеющая непринужденный и свободный характер. Эта игра позволяет не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика. Играя в школьника, ребёнок изживает страх перед новым этапом своей жизни, понимает, что это новая, возможно, сложная, но интересная позиция — позиция школьника. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой и зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ сделать это — пойти в школу.

Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам, которые не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.

Считаю, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.

Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх – эстафетах («Эстафета с обручами»«Быстро за мячом»«Эстафета кузнечиков»«Переправа» - это одни из самых любимых игр детейстарший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Стоит отметить, что правильно организованные дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Особой популярностью у детей пользуются такие игры, как: «Найди лишний предмет»«По порядку»«Найди пару»«Что общее, а что различное?»«Всё перепуталось»«Что легче?»«Найди отличия»«Разрезные картинки»«Сравни»«Собери картинку по образцу»«Одно слово»«Лишнее слово».

Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли я применяю одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.

Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволяет сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. По итогам мониторинга наши воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

Подготовка ребенка к школе — это непростой процесс, но, на мой взгляд, игры помогут сделать его более приятным и легким, и на свои первые в жизни уроки наши дошкольники пойдут с удовольствием!

20 января 2023 в 07:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.