Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при организации двигательной активности дошкольников в условиях ограниченного пространства« Если ограничить двигательную активность детей, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведёт к нарушению условных связей и снижению психической активности». П. Ф. Лесгафт. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима детей. Однако, важно заметить, что современные дети, особенно дети, живущие в городе, не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается: - замкнутым пространством группового помещения в детском саду, квартирой; - занятость и запреты родителей (не бегай, не лезь, не скачи, не пачкайся и т.д.); -преобладание статического времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные игры, игры с конструктором, занятия изодеятельностью и т.д.) Известно, что для растущего организма огромное значение имеет двигательная активность, служащая важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. Снижение двигательной активности, как по объёму, так и по интенсивности; однообразность ее содержания является основной причиной нервно-психологических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста. Главная проблема, несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную деятельность, особенно в условиях ограниченного пространства. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек. Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей? Сначала необходимо определить, наблюдая за самостоятельной деятельностью, индивидуальные предпочтения детей: любимые игры, виды движений, часто используемые в свободной деятельности и т.д. Определив круг интересов детей, мы подбираем именно те подвижные игры и атрибуты, которые органично вольются в самостоятельную деятельность и будут стимулировать безопасную двигательную активность детей в условиях ограниченного пространства. Эти наблюдения помогли нам понять, что, несмотря на интенсивную работу по физическому воспитанию, которая проводится в нашем детском саду, двигательная активность детей в группе ниже нормы, они не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность. Ни для кого не секрет, что действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Понимая важность организации правильного руководства самостоятельной детской двигательной деятельностью, при этом не подавляя инициативы самого ребенка, мы поставили перед собой следующие задачи: научить детей самостоятельной двигательной активности;сделать активное движение интересным и доступным для детей;изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность.В первую очередь мы спланировали двигательную деятельность детей в зависимости от их интересов и потребностей. Затем занялись тщательной организацией двигательной активности: подобрали множество игровых упражнений и подвижных игр, в которые можно играть как в группе, так и дома. При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению: значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. В нашем ДОУ широкой популярностью пользуются мягкие модули. Ни для кого уже не секрет, что мягкие модули способствуют благоприятному развитию детей. Наборы, которые состоят из группы элементов, отличаются как размером, так и формой. Это дает возможность детям фантазировать и творчески мыслить. В процессе активных игр с мягкими модулями задействованы разные группы мышц, происходит развитие (или коррекция) моторики рук, познавательная деятельность развивает эмоционально волевую направленность у ребенка. Мягкие модули дают возможность создать универсальную предметно-пространственную игровую среду, в которой ребенок может проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, речевую активность, навыки взаимодействия со сверстниками и т. д. С помощью данного средства создаётся та комфортная обстановка, в которой ребёнку хорошо и интересно жить! Чтобы сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности, физкультурный уголок в группе мы пополняем самыми разнообразными атрибутами, сделанными из подручного материала. Нашим детям очень нравится игра — «Воздушный футбол», который можно сделать своими руками. Понадобится футбольное поле из любой коробки, ворота, маленький шарик и трубочки для коктейлей. Дети дуют в трубочку на шарик, стараясь загнать его в ворота. Игра развивает правильное дыхание. Из половинки пластиковой бутылки можно сделать такую игру, как «Бильбоке». К горлышку привязываем шарик, киндер-сюрприз или крышку. Теперь подбрасываем и стараемся поймать шарик в бутылку. Побеждает тот, кто справится с заданием большее количество раз. Вряд ли найдется ребенок, который не любит прыгать. «Классики» — одна из любимых игр всех детей. Если детям показать игры с «тихим тренажером», то в результате – снизится хаотичная спонтанная активность детей. Возрастет продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее станут сами движения. Снизится число травмоопасных ситуаций. Дети с удовольствием играют в игру «Кто быстрее смотает веревку». Цель: развитие координации, быстроты реакции, крупной моторики. Двигательную активность детей мы планируем с учетом того, что основной вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Поэтому двигательную среду наполняем различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Вся проводимая нами работа направлена на обучение детей умению самостоятельно организовывать двигательную деятельность. Умея играть, зная правила, дети могут организовывать различные подвижные игры самостоятельно. Для достижения этой цели работа должна проводиться последовательно и систематично. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении», — утверждал Ж.-Ж. Руссо.
20 января 2023 в 12:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.