Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»

презентация                                                     Шахматы — это по форме игра,

                                                                            по содержанию — искусство,

                                                       а по трудности овладения игрой — наука.

                                                                    (Тигран Вартанович Петросян  —

                                                                                  советский шахматист)

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

 - Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везения, поэтому ребенок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.

Шахматы развивают логическое мышление, помогают мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают не просто запоминать какую-то информацию, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь ни с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.

 Всю работу по обучению детей игре в шахматы  выстраиваю поэтапно.

На первом этапе обучения использую сказки, дидактические игры, упражнения и творческие задания для знакомства и  освоения детьми понятий:  «шахматы»,  «шахматные фигуры», «шахматная доска».  

 Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду.

Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны.

Что же делать? Ему стало скучно.

Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.

Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь, и башни, и конница, и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.

Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер!», что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

При знакомстве с этой темой использую чтение и инсценировку сказок: «Легенда о шахматной доске»,  «Приключение в шахматной стране», «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка».

Дидактические игры – инсценировки по мотивам знакомых сказок: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка».

Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Прятки», «Шахматный кубик», «Шахматное домино», «Кто быстрее расставит фигуры»

Творческие задания: «Шахматные загадки», «Вылепим шахматные фигуры», «Изготовим шахматную доску», «Нарисуем портреты фигур», «Выложи шахматную доску».

На втором этапе обучения  знакомлю детей с особенностью хода шахматных фигур.

Для освоения этого материала использую дидактические игры и упражнения: «Чьи следы?», «Составь доску», «Лото», «Найди дорожку фигуре», «Живые шахматы».

Дети выполняют творческие задания: «Нарисуй ход фигурам»,

«Выложи дорожки к домику фигур».

Третий этап обучения будет включать, решение несложных шахматных задач и разыгрывание мини-партий. На данном этапе дети познакомятся с понятиями: «шах», «мат», «пат», «ценность фигур», получат знания об основных принципах и правилах игры.

   Для знакомства и обучения шахматной игре можно использовать загадки, шахматные викторины, стихи, так как это способствует лучшему усвоению, такого сложного понятия, как особенность хода каждой фигуры. Например, при знакомстве с особенностью хода «коня» можно использовать стихотворные строчки:

Не мила коню неволя,                                                                                            

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два   поля                                                                                

Совершает конь прыжок,

Замечательный прыжок:                                                                                          

Два поля прямо, поле - вбок!

- Сейчас приведу примеры  использования некоторых игровых приемов при обучении детей игре в шахматы.

Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Чтобы детям было интересно быстро выстроить свои войска на доске использую стихотворение

Начальное положение 

Белый отряд, черный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

Вкаждом отряде – ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине?

Ферзь с королем –

Самые главные в войске своем.

Чтобы не путать,

Какие поля тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ –

Белый на белом квадрате стоит,

Черному черный удачу сулит.

А перед всеми – ладьей и конем,

Перед слоном, королем и ферзем –

Пешки-малышки встали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Предложить детям убрать войска в коробочку и по сигналу расставить их, кто быстрее.

- Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки».

«Волшебный мешочек» игра для закрепления названия шахматных фигур. Предложить детям поиграть с шахматными фигурами. Найти фигуру в мешочке на ощупь и угадать, что это за фигура.

Физминутка

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разминаем. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.(садятся за столы)

В своей работе использую  также отгадывание  загадок на шахматную тематику

Меня все атакуют,

со мной вступают в бой!

Я – главная фигура,

зовут меня… (король)

Хожу, как черепаха,

могу – как кенгуру,

спешу напасть я даже

на сильную ладью.

Иду я только прямо,

но ем наискосок,

пройду весь путь упрямо

и становлюсь ферзем.

Меня король страшится

и пятится, как рак;

король меня боится:

ему за шахом шах!

Прочнее я орешка,

хотя я просто… (пешка)

Не поймешь, куда он скачет:

прыг, скок, а следом вбок.

Королю объявит шах,

съест ферзя и скок назад.

Всюду вилки расставляет

и усталости не знает.

Ну, конечно, это он –

очень-очень хитрый… (конь).

Где-то хобот потерял,

похудел и стройным стал.

Полюбил диагонали,

презирает вертикали.

Он бывает белопольным,

он бывает чернопольным.

И силен на поле он…

Потому что это… (слон)

Самый храбрый – это я!

Самый сильный – это я!

Хожу, как слон и как ладья,

и нет преграды для меня!

Узнаете вы, друзья,

чуть хвастливого (ферзя)

Я, как башня, велика…

Но я – не башня:

я – ладья).

«Шахматный театр»

В шахматном королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому они часто устраивают шахматные спектакли.

- Предложить детям  превратиться в персонажей сказки «Шахматная репка».

Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть.

Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку.

Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Я люблю шахматы – эту древнюю интеллектуальную игру. Мне очень хочется передать свою любовь и интерес к этой игре  своим воспитанникам.

Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд.В.В.Путин, Президент России


20 января 2023 в 16:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.