Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через обучение игре в шахматы»презентация Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука. (Тигран Вартанович Петросян — советский шахматист) Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. - Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребенка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везения, поэтому ребенок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка. Шахматы развивают логическое мышление, помогают мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают не просто запоминать какую-то информацию, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь ни с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать. Всю работу по обучению детей игре в шахматы выстраиваю поэтапно. На первом этапе обучения использую сказки, дидактические игры, упражнения и творческие задания для знакомства и освоения детьми понятий: «шахматы», «шахматные фигуры», «шахматная доска». Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду. Когда-то давным-давно в Персии жил Хан. Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны. Что же делать? Ему стало скучно. Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито. Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь, и башни, и конница, и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры. Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер!», что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ. При знакомстве с этой темой использую чтение и инсценировку сказок: «Легенда о шахматной доске», «Приключение в шахматной стране», «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка». Дидактические игры – инсценировки по мотивам знакомых сказок: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Шахматная репка». Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Прятки», «Шахматный кубик», «Шахматное домино», «Кто быстрее расставит фигуры» Творческие задания: «Шахматные загадки», «Вылепим шахматные фигуры», «Изготовим шахматную доску», «Нарисуем портреты фигур», «Выложи шахматную доску». На втором этапе обучения знакомлю детей с особенностью хода шахматных фигур. Для освоения этого материала использую дидактические игры и упражнения: «Чьи следы?», «Составь доску», «Лото», «Найди дорожку фигуре», «Живые шахматы». Дети выполняют творческие задания: «Нарисуй ход фигурам», «Выложи дорожки к домику фигур». Третий этап обучения будет включать, решение несложных шахматных задач и разыгрывание мини-партий. На данном этапе дети познакомятся с понятиями: «шах», «мат», «пат», «ценность фигур», получат знания об основных принципах и правилах игры. Для знакомства и обучения шахматной игре можно использовать загадки, шахматные викторины, стихи, так как это способствует лучшему усвоению, такого сложного понятия, как особенность хода каждой фигуры. Например, при знакомстве с особенностью хода «коня» можно использовать стихотворные строчки: Не мила коню неволя, Перед ним простор широк, Очень ловко на два поля Совершает конь прыжок, Замечательный прыжок: Два поля прямо, поле - вбок! - Сейчас приведу примеры использования некоторых игровых приемов при обучении детей игре в шахматы. Больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Чтобы детям было интересно быстро выстроить свои войска на доске использую стихотворение Начальное положение Белый отряд, черный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. Вкаждом отряде – ты сам погляди – Оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королем – Самые главные в войске своем. Чтобы не путать, Какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Черному черный удачу сулит. А перед всеми – ладьей и конем, Перед слоном, королем и ферзем – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения» Предложить детям убрать войска в коробочку и по сигналу расставить их, кто быстрее. - Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». «Волшебный мешочек» игра для закрепления названия шахматных фигур. Предложить детям поиграть с шахматными фигурами. Найти фигуру в мешочке на ощупь и угадать, что это за фигура. Физминутка - А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну- ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом (вращение головой) 3- 4, приседаем, Наши ножки разминаем. (приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим.(садятся за столы) В своей работе использую также отгадывание загадок на шахматную тематику Меня все атакуют, со мной вступают в бой! Я – главная фигура, зовут меня… (король) Хожу, как черепаха, могу – как кенгуру, спешу напасть я даже на сильную ладью. Иду я только прямо, но ем наискосок, пройду весь путь упрямо и становлюсь ферзем. Меня король страшится и пятится, как рак; король меня боится: ему за шахом шах! Прочнее я орешка, хотя я просто… (пешка) Не поймешь, куда он скачет: прыг, скок, а следом вбок. Королю объявит шах, съест ферзя и скок назад. Всюду вилки расставляет и усталости не знает. Ну, конечно, это он – очень-очень хитрый… (конь). Где-то хобот потерял, похудел и стройным стал. Полюбил диагонали, презирает вертикали. Он бывает белопольным, он бывает чернопольным. И силен на поле он… Потому что это… (слон) Самый храбрый – это я! Самый сильный – это я! Хожу, как слон и как ладья, и нет преграды для меня! Узнаете вы, друзья, чуть хвастливого (ферзя) Я, как башня, велика… Но я – не башня: я – ладья). «Шахматный театр» В шахматном королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому они часто устраивают шахматные спектакли. - Предложить детям превратиться в персонажей сказки «Шахматная репка». Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась. В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Я люблю шахматы – эту древнюю интеллектуальную игру. Мне очень хочется передать свою любовь и интерес к этой игре своим воспитанникам. Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд.В.В.Путин, Президент России 20 января 2023 в 16:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.