Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня, то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В. А. Сухомлинский Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. В этом учебном году наши выпускники стали первоклассниками. Анализируя опыт своей работы, убедилась, что игра является универсальным средством формирования предпосылок учебной деятельности. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Как показывает практика, преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность. Игра - это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. На мой взгляд, в процесс игры вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие. Дети с удовольствием принимают участие в играх: «Кому что нужно», «Ищем клад», «Найди ошибку», «Найди отличия и сходство», «Волшебный квадрат» и т.д. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. На мой взгляд, проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Она предполагает развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе. Одной из самых любимых игр старших дошкольников является сюжетно – ролевая игра «Школа», имеющая непринужденный и свободный характер. Эта игра позволяет не только повысить интерес к школе, но и познакомить со всеми правилами школьной жизни и воспитать положительного и грамотного ученика. Играя в школьника, ребёнок изживает страх перед новым этапом своей жизни, понимает, что это новая, возможно, сложная, но интересная позиция — позиция школьника. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой и зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ сделать это — пойти в школу. Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам, которые не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Считаю, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх – эстафетах («Эстафета с обручами», «Быстро за мячом», «Эстафета кузнечиков», «Переправа» - это одни из самых любимых игр детей), старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Стоит отметить, что правильно организованные дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Особой популярностью у детей пользуются такие игры, как: «Найди лишний предмет», «По порядку», «Найди пару», «Что общее, а что различное?», «Всё перепуталось», «Что легче?», «Найди отличия», «Разрезные картинки», «Сравни», «Собери картинку по образцу», «Одно слово», «Лишнее слово». Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников. Чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли я применяю одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс». Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества. Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволяет сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. По итогам мониторинга наши воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом. Подготовка ребенка к школе — это непростой процесс, но, на мой взгляд, игры помогут сделать его более приятным и легким, и на свои первые в жизни уроки наши дошкольники пойдут с удовольствием! 20 января 2023 в 16:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.