Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»
СОД в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема «Что в имени моем таится?» подготовительная к школе группа (6-7 лет)Программное содержание: Цель: развитие любознательности и потребности в приобретении новых знаний, приобщении к познавательным беседам. Задачи: образовательные: формировать представления об образовании русских имён, о значении имени для человека, с понятием «тезка»; раскрыть детям значение их имен; продолжать знакомить детей с культурой и традициями своего народа. развивающие: развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам; развивать навыки вежливого обращения к окружающим. воспитательные: воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей; воспитывать чувство самоуважения Предварительная работа: Разучивание танца под «Московскую кадриль». Отгадывание загадок о человеке, о частях тела. Беседы с детьми об именах их близких: мам, пап, дедушек, бабушек… Игра в настольно-печатную игру «Я и мое тело». Рассматривание детьми своей внешности в зеркале. Словесные игры на образование слов при помощи суффиксов -еньк-, -ок-, -ек-. Работа с семьей: детям узнать у своих родителей, почему им дали такие имена.Предметно-пространственная среда: Компьютерная презентация на тему: «Что в имени твоем таится?». Аудиозапись : песня «Московская кадриль». Три цветка разного размера с рисунками: младенец, школьник и взрослого человека. Открытки по количеству детей. На открытках фотографии присутствующих детей, их именами и расшифровка значения имен, стихотворение об их именах. Изображение веселого смайлика.Материал: презентация, материал для продуктивной деятельности, три цветка разного размера, смайлик Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная, двигательная. Используемые современные образовательные технологии: личностно-ориентированные; игровые; проблемные; технология организации совместной деятельности; ИКТ.Ожидаемый результат: - ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в коммуникативной деятельности; - ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности; - ребенок проявляет любознательность, пытается самостоятельно экспериментировать при составлении имен; - ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения. Пути достижения цели: Воспитатель: - Ребята, попрошу вас быть внимательными, послушать загадку и отгадать ее. И у бабушки есть, И у дедушки есть, И у мамы есть, И у папы есть, И у внучки есть, И у кошки есть, А чтобы его узнать, Надо вслух сказать. (Имя) Воспитатель: - Правильно, ребята, это имя. Ведь имя есть у всех людей. Каждый имеет право на имя. Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя? (Без имени трудно общаться друг с другом, понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях)
Представимся нашим гостям, но не обычным способом, а пусть в этом нам поможет чудо. Вы верите в чудеса? ( Дети закрашивают листы бумаги, на которых написаны воском имена) Воспитатель: (показ презентации) 1 слайд: - Ребята, а вы знаете, как раньше на Руси давали имена. 2слайд: - Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. 3 слайд, 4 слайд: - Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные добрые пожелания. 5 слайд: - Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, умей пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". 6 слайд: - Девочке желали: "Будь, как мать, приветливой, скромной, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать". Воспитатель: 7 слайд: - Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, мудрыми, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня - значит добрый, делающий добро; Любомир - что значит любящий мир; Людмила обозначает милая людям. Если ребенок был долгожданным, его называли Ждан. Забавному давали имя Забава. К древнерусским именам относятся и такие имена как: Надежда, Вера, Любовь. 8 слайд: Также давались числовые имена: родился первый ребенок, его называли: девочку - Перва, мальчика - Первой. Родился второй ребенок, называли Второй или Вторак. Как вы думаете, как называли ребенка, родившегося третьим? (Третьяк, Третий) А того, кто родился четвертым, как - бы вы назвали? (Четверть, Четвертак…) Воспитатель: 9 слайд: - Давали имена детям и по внешним признакам. Ребенка с черными волосами называли: Черный, Чернавка. Родился ребенок очень маленьким, значит носить ему имя - Малый. 10 слайд: Обращали внимание и на характер детей. Любящего смеяться называли Смеян, доброго - Добр, храброго - Храбр, умного - Умник. 11 слайд: А как вы думаете, в какое время родился ребенок по имени: Зим, Весень, Мороз? (Ответы детей) - Вот какие имена давали детям на Руси. А всех людей на Руси называли – Русичи. Воспитатель: - Имя есть не только у человека. Сказочные герои имеют свои имена. Они помогают нам угадать характер того, о ком идет речь, рассказывают, что он умеет делать или как он выглядит. 12 слайд: Давайте попробуем расшифровать имена сказочных персонажей. 13слайд:- В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка) 14 слайд: - В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, ростом всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка) 15 слайд: - Девочка, беленькая, как снежок, и сама вся из снега сделана… (Снегурочка) 16 слайд: - Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке. Они приходят к нему и жалуются, что у них все болит? (Айболит) 17 слайд: - Мальчик из Цветочного города коротышек, который ничего не знает…(Незнайка) 18 слайд: - В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой) 19 слайд: - Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой) 20 слайд: - Добрый, чудесный мальчик – маленький, как пальчик мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-пальчик) Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно расшифровали имена сказочных героев. Воспитатель: Про имена существует много стихов, песен и даже танцев. Я приглашаю вас на «Московскую кадриль». Воспитатель: Ребята, какие имена вы сейчас услышали и запомнили из песни «Московская кадриль»? (Ответы детей) Воспитатель: 21 слайд: - Ребята, а знаете ли вы, почему вас назвали такими именами? (Ответы детей) Если вас назвали в честь кого-то, то это проявление уважения к этому человеку. Мама и папа ждали вашего рождения, готовились к нему. Выбирали вам имя. Это очень трудно, потому что имен много, а выбрать надо только одно. Ведь имя сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Оно награждает человека и разными отличительными чертами характера. Каждое имя имеет свою тайну, свое значение. Хотите узнать, что обозначает ваше имя? Презентация Воспитатель: - Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют «тезки». Воспитатель: Вот и разгадали мы тайну ваших имен. У вас у всех очень красивые имена, и мне кажется, что они вам подходят. К сожалению, иногда я слышу, как вы называете друг друга по имени грубо, некрасиво: Дашка, Машка, Вовка. Как вы думаете, это культурная форма обращения по имени? Вам нравится, когда вас так называют? Воспитатель: Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. Такое обращение может расстроить и оскорбить человека. Если вы так обращаетесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный. Давайте мы вместе потренируемся в вежливости и воспитанности, поиграем в игру «Культурное приветствие». Воспитатель:Ребята, называя чье-либо имя, можно узнать большое количество информации. Как вы думаете, что? По имени мы узнаем о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. А знаете ли вы, что ваше имя растет вместе с вами? Словесная игра «Как растет мое имя». Воспитатель:Ребята, посмотрите на цветы. Что вы видите в середине каждого цветка? Чем отличаются цветы? Воспитатель:Хотите увидеть, как растет имя? Когда я была совсем маленькой, меня называли: «Танечка» (воспитатель показывает детям маленький цветочек), в детском саду и школе меня называли «Таня» (показывает цветок средней величины), а когда я стала взрослой (показ большого цветка), меня стали называть «Татьяна Петровна». Вот как выросло мое имя! А теперь вы попробуйте вырастить свое имя: передавайте маленький цветок друг другу и начинайте свою фразу с таких слов: «Когда я была (был) маленькой (маленьким) меня называли…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт). Теперь передаем цветок среднего размера и начинаем свою фразу так: «Когда я подросла (подрос), меня стали называть…» (Дети передают цветок, называют имена, когда все назовут имя, - цветок ставят на мольберт над цветком маленького размера). Передаем самый большой цветок и говорим: «Когда я повзрослею, меня будут называть…» (Дети называют свое имя и отчество.) (Цветок самого большого размера помещают над цветком среднего размера.) Вот как выросло ваше имя, а вместе с ним вырос и цветок. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, верна ли поговорка: "Не имя красит человека, а человек имя"? Воспитатель: Я согласна с вами, что люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы при упоминании его имени, окружающие люди сразу вспоминали о хорошем, добром… Как меня зовут, я знаю Имя ………….. называю При знакомстве и в игре, На прогулке во дворе. Имя ……………позывной, И оно всегда со мной. Своим именем горжусь! От него не откажусь! Когда вы придете домой, обязательно расскажите своим родителям, что в каждом имени есть тайна. А чтобы вы не забывали, что обозначают ваши имена, я приготовила вам именные открытки. Возьмите их и помните, какая тайна заключена в ваших именах, гордитесь своими именами. Продуктивная деятельность : «Укрась свое имя» 20 января 2023 в 16:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.