Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»
СОД с детьми старшего дошкольного возраста «О правах - играя» старшая группа (5-6 лет)Цель: Развитие правового мировоззрения у детей и нравственных представлений Задачи: •образовательные: формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений •развивающие: содействовать развитию творческих способностей в продуктивных видах деятельности на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний, предпочтений; развитие коммуникативных способностей; •воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям; воспитывать правовую сознательность; желание помочь другому. Предварительная работа: •Разучивание стихотворений о правах ребенка. •Рассматривание иллюстраций о правах детей. •Беседы на темы: «Имею право», «Наши права». •Рисование на темы: «моя семья», «мой дом». •Чтение художественных произведений К. И. Чуковского «Доктор Айболит», русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Материал: •Иллюстрации к сказкам; •«Цветок Счастья»; •Дидактическая игра «Найди пару»; •Теневой театр; •Мнемотаблица по сказке «Кот, Петух и лиса»; •Таблица «Расскажи-ка»; •Материал для продуктивной деятельности; •ТСО. Ход занятия: -Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по- особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы... -Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их. - Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? А вы хотите помочь жителям Правдилии? Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения. Дети: (в хороводе) Итак, в Правдилию вперед. «Цветок Счастья» там живет. Должны мы многое узнать И лепесток там отыскать. Нам будут в этом помогать Герои разных сказок. По извилистой дорожке Шли по миру наши ножки. Вдаль глядя, широкими глазами, Шли ребята знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают нас на свете. Вос-ль: А вот и первая сказка. Что это за сказка, мы узнаем, когда отгадаем ее героев.
Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, важная походка, Раньше всех встает, голосисто поет. (петух)
- Из какой они сказки? Вспомним сказку (мнемотаблица). - Какие были кот и петух? (добрые). Изобразите доброго кота. - А какая была лиса? (сердитая). Изобразите сердитую лису. (брови нахмурены, губы вытянуты) - Лису можно нарисовать красками, карандашами. А можно нарисовать с помощью слов. (по таблице «Расскажи-ка» ) - Лиса постучала в дверь хвостом. Послушайте и скажите: «Сколько раз лиса постучала в дверь?» (5 раз) - В сказке лиса нарушила право Петушка. Но какое же? Как узнать? Голос Цветка: Найдите мой лепесток красного цвета и узнаете ответ на вопрос. Вос-ль: - Это же голос «цветка Счастья». Давайте, ребята, отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил. (Дети находят цветок). Вос-ль зачитывает его содержание: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, оказывается какое право, нарушила лиса - плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать это право. Вос-ль: - Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И укаждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вос-ль: Молодцы! А к нам спешит другая сказка. Усаживайтесь поудобнее. (Теневой театр по сказке «Заюшкина избушка») - Какая это сказка? Русская народная сказка «Заюшкина избушка». - А где же сам зайчик? Зайчик: - Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а… Вос-ль: - Мы знаем о твоем горе. Знаешь, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Ребята, давайте поищем его. - Только где же нам его искать? Голос цветка: Пройдите через болото по кочкам и отыщите синий лепесток. Вос-ль: Ребята, хитрая лиса перепутала цифры. Исправим ошибку и перейдем через болото. (Дети находят лепесток, выходит лиса.) Лиса:- Заинька-дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала тебя выгонять, я просто пошутила. Вос-ль: -Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. - Ребята, помогите животным найти свои домики. Игра «Найди пару» Вос-ль: - Молодцы, синий лепесток мы отдаем «цветку Счастья», а сами отправляемся на встречу к новой сказке. (Появляется Баба Яга) Б. Яга: - Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете? Вос-ль: - Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала. Б. Яга: - Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? Вос-ль: - Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летела? Б. Яга: - Ну, летала! А вам то что? Вос-ль: А «цветок Счастья » там видела? Б. Яга: - Ну, видывала! А дальше то что? Вос-ль: - И разноцветные лепестки с него сорвала? Б. Яга: - Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову). Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой), - Вы это что, за ними пришли? Вос-ль: - Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки. Б. Яга: - Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья- разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так! Вос-ль: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки. Б. Яга:-Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне. Вос-ль: Б.Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена – у каждого свое. Правда, ребята? - Давайте представимся Б. Яге, а эхо нам поможет. (Игра «Эхо», дети становятся в круг, называют свои имена, остальные хором их повторяют.) -Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя? Б. Яга: - Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право. Вос-ль: - Б. Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки. Б. Яга: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает? Вос-ль: - Это почему? Б. Яга: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться - только дети врачей. Вос-ль: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение. Б. Яга: - Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая уходит в избушку, топает ногами). Вос-ль: Мы с вами приходим в детский сад. Здесь мы играем, отдыхаем, учимся. У каждого из нас есть право заниматься любимым делом. -Чем вы любите заниматься? Вос-ль: - Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем. Продуктивная деятельность по подгруппам: Изготовление бус, украшение лепестков цветка крупами. (Дети изготавливают подарки, стучатся в дверь, выходит Б. Яга, дети ее поздравляют. Б. Яга благодарит и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Б. Ягой). Вос-ль: - Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «цветку Счастья». Голос цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых. Я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь. Вос-ль: - А теперь пора возвращаться в детский сад. Мы «цветку Счастья» помогли И лепестки его нашли. Теперь нам в детский сад пора. До встречи, добрые друзья. 20 января 2023 в 16:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.