Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»

«Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников в сюжетно-ролевых играх»

Презентация 

2. ФГОС ДО выделяет задачу развития инициативы и самостоятельности детей как одну из основных в развитии ребёнка дошкольного возраста. Как решить эту проблему, через какой вид деятельности? Конечно же посредством игры, ведь игра-ведущий основной вид деятельности дошкольника.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

3. Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами.

Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

4. Основные задачи развития сюжетно-ролевой игры

- учить детей принимать роль, выполнять действия в соответствии с ролью и вести ролевой диалог;

- способствовать развитию у детей самостоятельности, приобретению навыков самостоятельной игровой деятельности, игрового общения со взрослыми и сверстниками;

- способствовать развитию воображения, инициативы и творческих проявлений детей.

5. Реализация этих задач осуществляется по направлениям:

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• работа с детьми;

• работа с родителями.

В организации этой непростой работы придерживаюсь четкой последовательности, строю работу в системе, с учётом этапа осуществления деятельности. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Когда же ребенок умеет сам ставить игровые задачи, предоставляю ему максимальную возможность для проявления самостоятельности, создавая для этого необходимую предметно-пространственную среду.

6. Первоначально принятие ребёнком на себя той или иной роли определяет игровой предмет и выполняемое с ним игровое действие. В зависимости от того, какая игрушка попадает в руки ребёнка, он становится доктором, шофёром или поваром. Затем уже сама роль начинает задавать выбор игровых предметов, последовательность и содержание игровых действий. Так сначала  вместе с ребёнком решаем, во что мы будем играть, и кто кем будет в игре, а потом мы вместе осуществляем целенаправленный подбор игрушек и игровых предметов. Когда подходящие к сюжету и роли игрушки отсутствуют,  обращаю внимание на возможность использования предметов-заместителей. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры.

7. Такое элементарное совместное планирование сюжета игры, предварительное принятие роли способствует развитию фантазии, воображения, инициативы детей.

Организуя совместную с детьми игровую деятельность,  стараюсь, чтобы каждый из детей смог поочерёдно побывать во всех ролях, как основных, так и второстепенных.

8. Вместе с детьми изготавливаем атрибуты на занятиях по ручному труду, на рисовании, на лепке. Это способствует развитию ролевого интереса и расширению знаний по определённым профессиям.

Постепенно, когда ребёнок осваивает роль, мы проигрываем с ним, потом с несколькими детьми, затем предлагаем главную роль ребёнку, который более  инициативный, а себе беру второстепенную, если нужна помощь, то я второй кассир или помощник.

9. Когда дети осваивают игру и могут вести ролевой диалог, я постепенно выхожу из игры, и эта игра уже становится самостоятельной. Таким образом, совместная деятельность переходит в самостоятельную. В сюжетно-ролевой игре дети постепенно приобретают игровые навыки, игры становятся более разнообразными, дошкольники вносят своё, фантазируют. И здесь очень важно поддержать их фантазии, чтобы инициатива детей имела поддержку со стороны взрослого.

Постепенно игра обогащается, расширяется диапазон игровых действий, богаче становится и ролевой диалог, появляются новые роли, новые сюжеты для игр. Таким образом, развивается инициатива детей.

К проявлению самостоятельности, инициативности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда, поэтому работа по изменению и обогащению проводится постоянно.

Сюжетно-ролевая  игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность, инициативу и творчество. Самостоятельность в сюжетно-ролевой  игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы педагога с привлечением к ней родителей.

20 января 2023 в 19:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.