Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»

Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр»

Презентация 

Посмотрите, какое дерево выросло у нас. Оно не простое, при помощи его мы с вами рассмотрим вопрос «Сюжетно - ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр»

На нашем древе красивые нераспустившиеся цветы. Очень хотелось бы сделать так, чтобы наша яблоня расцвела и принесла плоды. (Открываю цветок под цифрой 1).

- раскрывая 1 цветок мы поговорим об актуальности темы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.

Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?

А поможет нам в этом старое, проверенное годами средство - сюжетно-ролевая игра. Что такое сюжетно-ролевая игра? Каковы её характерные признаки. 

В сюжетно-ролевых играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Структурной особенностью игры является сюжет и роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название сюжетно-ролевых.

Главное назначение игры - социализация ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

В младшем дошкольном возрасте мы учим детей игровым действиям. Ребенок черпает свои игровые цели, наблюдая за действиями окружающих его взрослых. Он ставит в игре обычные, вполне реальные цели, как его папа, мама и другие взрослые. Но, хотя эти цели и очень обыденные, ребенок не может их реализовать. В самом деле, варить суп, управлять машиной, строить дом он может только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными. Ведь обед можно варить из мозаики. Цель обычная, а пути ее достижения явно далеки от реальности. Вот это сочетание настоящих целей и ненастоящих путей их достижения и характеризует игру. Именно ненастоящий способ достижения цели позволяет использовать в игре предметы заместители (кубик вместо мыла, палочка вместо расчески и т. п.) и совершать действия с воображаемыми предметами (мешать кашу в пустом цилиндре и есть несуществующую конфету).

Использование предметов не по назначению развивает воображение детей, а свободный поиск новых, оригинальных игровых способов достижения каких- либо целей - первый шаг в становлении их творческих способностей.

Давайте вспомним, в какие сюжетно-ролевые игры мы играли в детстве?

Да, мы играли в парикмахерскую, магазин, самолёт, школу, ателье и т. д

А во что играют современные дети? Я предлагаю вам провести параллель между современными играми и теми, в которые играли мы. Отрываете лепесток, читаете название игры и говорите современную версию.

А теперь наступило время раскрыть второй цветок. Как мы уже говорили, меняются жизненные условия, игры тоже меняются. Но неизменной остается сюжетно-ролевая игра  «День рождение». Но атрибуты к этой игре могут также использоваться в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Гости», «Магазин», «Кафе» и т.д.

Инструкция по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры (презентация).

Сейчас я предлагаю открыть третий цветок (внутри нарисованный сундучок)

- это необычный сундучок – это сундучок мудростей, в котором хранятся «секретики» для воспитателей - это методы и приемы руководства и проведения сюжетно-ролевых игр. И я хочу ими с вами поделиться. 

 - обратите внимание наша яблоня расцвела, а после цветения всегда бывают плоды.(поднос с яблоками) Я вам предлагаю на выбор 3 яблока: красное, желтое и зеленое.

Красное – мне все понравилось

Желтое – мне понравилось, но что-то осталось недопонятым

Зеленое – мне не понравилось.

Прикрепите выбранные яблоки к яблоне, мы видим, что она принесла плоды, значит мастер-класс прошел не зря. Благодарю за внимание.

21 января 2023 в 17:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.