Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»

«Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте»

Презентация 

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициатива.

В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

ФГОС ДО ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий успешной реализации является создание следующих условий:

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Детская самостоятельность и инициативность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, так как необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе. Таким образом, у дошкольников в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, необходимо сформировать способность самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход совместной деятельности, достигая положительного результата.

Свою педагогическую деятельность направляю на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, исходя из индивидуальных особенностей дошкольников. В основу ставлю личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. Для меня первоначальная задача – формирование гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливостью ума, изобретательностью.

Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

В связи с этим появилась потребность в новых педагогических подходах, идеях, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Исходя из этого, я поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель: создание условия для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.

Задачи:

Формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками. Развивать речь детей как средство общения, целенаправленность и саморегуляцию. Воспитывать культуру общения со сверстниками, вежливость, доброжелательность, ответственность.

Исходя из цели и задач, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным, свободно выбирал вид деятельности, активно участвовал в совместной деятельности, самостоятельно принимал решения, выражая свои чувства и мысли. В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

«Личностный рост ребенка предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений. Личная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициативным, и исполнительным, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.»

При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательско-познавательной, продуктивной, творческой деятельности. Я предоставляю ребенку свободу выбора и самостоятельности.

Эффективно использую «мастер-класс» как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной, а также в кружковой работе. Как для групповой, подгрупповой, индивидуальной видах деятельности.

В ходе работы были определены правила организации мастер-класса.

Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы. Тема мастер-класса обговаривается на групповом сборе. Педагог индивидуально обговаривает с ребенком и этапы выступления и его содержание. Участие родителей в подготовке мастер-класса приветствуется. Оптимальное количество мастер классов – два.

Взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время «мастер-класса».

Совместно с детьми обсудили и сформулировали правила для детей участвующих в «мастер-классе»:

Выступая говорим громко, внятно, не торопясь. Слушаем внимательно, не перебивая «мастера». Вопросы задаем после того, как «мастер» закончил объяснение и показ. Вопросы задаем вежливо Не стесняемся задавать вопросы Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает. Благодарим Мастера за представленный опыт.

Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов.

1 этап – выбор темы.

Тема для «мастер – класса» может быть любой. Например, творческая деятельность - рисование – «Птицы на нашем участке», ручной труд – «Кормушка для птиц»; оригами - «Заяц»; физическое развитие – «Русская народная игра. Тему «мастер-класса» дети выбирают на групповом сборе.

2 этап – обсуждение содержания «Мастер-класса».

Когда определились с темой можно переходить к обсуждению «мастер-класса». Я индивидуально обговариваю с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая родителей по мере необходимости. Необходимо, так же продумать, что должен включать в себя «мастер-класс», какие материалы и атрибуты будет использовать «мастер». На этом этапе происходит изучение источников информации и ее отбор.

3 этап – презентация темы «Мастер-класса».

Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После чего дети-участники принимают решение,  к какому «мастеру» они пойдут. А педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого «мастер-класса», чтобы всем было удобно. В нашей группе было организованно одновременно два мастер класса.

4 этап – представление опыта «мастером».

После презентации темы, ребята проходят к своим площадкам и «мастер» самостоятельно пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (рисунок, поделка, аппликация, рассказ и т.д.).

5 этап – практический.

После чего ребята-участники выполняют свои работы и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.

В конце мастер-класса дети с удовольствием презентуют свои работы другим ребятам и взрослыми. Зачастую разворачивая игровую деятельность в активной зоне, привлекая других детей.

Ценность детских «мастер-классов»

Для детей, дающих мастер – класс:

· Приобретение опыта публичных выступлений.

· Формирование коммуникативных навыков.

· Возможность почувствовать себя успешным.

· Развитие самостоятельности, ответственности.

· Развитие инициативы.

Для детей, участвующих в мастер – классе:

Овладение новыми способами действий. Приобретение опыта коллективной деятельности. Формирование умения регулировать поведение, подчинение правилам. Стимул к деятельности, поиску новых способов действий.

Для педагога:

· Способ поддержки детских инициатив.

· Возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей.

· Выявить способности детей.

· Выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

· Возможность увидеть своего ребенка в новом свете испытать гордость за него.

· Увидеть зону ближайшего развития своего ребенка.

· Способ принять участия в реализации образовательной программы.

Таким образом, детский мастер-класс в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление; способность детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новой деятельности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.

21 января 2023 в 18:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.