Старикова Татьяна Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад «Теремок»

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами ТИКО-моделирования»

Презентация 

Цель мастер – класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

Задачи:

· повышение профессиональной компетенции педагогов

· обобщение передового опыта

В настоящее время существуют множество инновационных технологий, применяемых в дошкольных учреждениях. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, явлются конструкторы. Их существует огромное количество.

Я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, познакомиться с набором ТИКО – конструктора «Арифметика. Учимся считать». (Слайд 2) Данный набор предназначен для обучения детей цифрам, счёту. Данный набор замечательно подходит для подготовки детей к школе в области математики. В комплектацию данного набора входит  145 деталей.

Комплектация набора «Арифметика. Учимся считать»  Буклет содержит практически минимальный курс преподавание математики дошкольникам. Цифры, счёт, пространственное расположение, логические упражнения с конструктором ТИКО деталями, конструирование цифр, сравнение количества, сравнение цифр, сложение вычитание чисел, моделирование чисел различными способами с помощью ТИКО деталей, а также, моделирование чисел первого десятка, 2 десятка, моделирование чисел до 100, состав числа.

Все пояснения, как с помощью данного набора «Арифметика. Учимся считать» формировать у детей элементарные математические представления в занимательной, увлекательной, для детей конструкторской форме.

1. Квадраты с точками от 1 до 6 для конструирования игрового кубика или для темы число, количество (слайд 3)

2. Арифметические знаки. Плюс, минус, равно, умножить, разделить, больше, меньше.

3. Числа от 0 до 9.

В комплектацию набора арифметика входит 7 комплектов цифр, для того, чтобы сконструировать двухзначные цифры.

Кроме того в комплектацию набора арифметика входят пустые квадраты без цифр без арифметических знаков. 10 квадратов желтого цвета и 10 пустых квадратов зелёного цвета. Также в набор входит линейка для сборки, разборки конструкций, и линейка с силуэтами разных животных. Благодаря такому количеству деталей в наборе можно организовать работу с группой детей от 2 до 9 человек. Дети легче, быстрее осваивают, понимают сложные абстрактные, математические понятие, если у них есть возможность собственными руками создать те или иные математические модели.

Представление технологии ТИКО-моделирование. 

Построить цифровую линейку 123456789 посредством соединения деталей с изображением цифр.

Малыши, на первом этапе, ещё не могут запомнить конфигурацию чисел, для этого, можно предложить ребенку запомнить цифры с помощью квадратов с точками.

- Какая это цифра? - спрашивает педагог.

- Не знаю! – отвечает ребёнок. Для этого можно предложить соединить квадрат с цифрой с квадратом с точками. Сколько точек на квадрате внизу, такая цифра на квадрате сверху (цифра 2)

После того как дети запомнили цифры, ориентируются в них, предлагаю построить вместе с ними математическую модель под название числовой отрезок, чтобы научить детей ориентироваться по числовому отрезку.

- Покажи число 5, покажи число, которое стоит после 6, между числами 3 и 5 и т.д.

Также с помощью числового отрезка можно предложить детям решать примеры на сложение и вычитание. С помощью числового отрезка ребёнку необходимо решить пример и сконструировать его. Например: пример на сложение 2+3=5. Ребёнок самостоятельно находит нужные цифры и нужные знаки и соединяет их последовательно.

Таким образом, с помощью моделей построенных руками детей, мы изучаем ту или иную тему, тот или иной материал, одним словом развиваемся.

Мы уже с вами познакомились с набором «Арифметика. Учимся считать". Теперь переходим к самому основному, к практической части работы с конструктором ТИКО - математическое моделирование.

Предлагаю рассмотреть темы, связанные с формированием математических представлений у дошкольников. И первая из этих тем, конечно же, знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами. К нам пришли малыши, 2 - 3 лет, они и цифр то ещё не знают, но можно их познакомить с геометрическими фигурами. И постепенно обучать их счёту этих геометрические фигур.

Геометрические фигуры и их свойства: цвет, форма, размер. В этом наборе есть все необходимое геометрические фигуры. Малыши рассматривают эти геометрические фигуры, выполняет заданные действия, изучают цвет форму и размер.

Ещё одна тема которую мы изучаем с детьми это величины. Большой маленький, высокий низкий, широкий узкий, длинный короткий. Из конструктора ТИКО можно построить различные математические модели, например, предлагаем детям выполнить следующие задания: (слайд 4,5)

· Сконструируйте длинную и короткую дорожку;

· Выложите широкую и узкую дорожку;

· Постройте высокий и низкий гараж, для маленькой машинки и для большой машинки.

· Найдите самый высокий дом, и самый низкий дом. Раскрась первый этаж синим цветом, третий зелёным и так далее. Но, перед этим, дети самостоятельно конструирует домики у себя на столе.

Пространственное ориентирование. Следующая тема, на которую мы обращаем большое внимание это - пространственное ориентирование. Над, под, вверх, вниз, справа, слева. Задания на конструирование математических моделей могут быть различными. Сконструируйте четыре домика разных цветов (слайд 6). Красный домик положите сверху, синий снизу, зелёный справа, жёлтый слева и т.д. Надо заметить, что мы активно применяем в своей педагогической деятельности разнообразный конструктор, поэтому дидактическое пособие мы изготавливаем для своих детей сами, с помощью ТИКО конструктора.

 

Практическое пособие «Кто в домике живет» (слайд 7). Одно из таких пособий, которое очень нравится детям это пособие "Кто в домике живет". Данное методическое пособие направлено на развитие у детей умение ориентироваться в пространстве, а также на изучение порядкового счёта. Например, ребёнку предлагается показать 3 и 5 домик, самый низкий домик, самый высокий домик, задание для детей могут быть самыми разными. Но самое главное, благодаря шарнирному соединению деталей, у домиков можно открывать окошечки, и узнавать кто же там живет. Например, предложить ребенку посмотреть, кто живет на первом этаже справа, кто живет на третьем этаже слева. В этот момент ребёнок даже не подозревая, выполняет сложные задания на ориентирование.

Ориентирование во времени» (слайд 8). Здесь педагоги вместе с детьми с удовольствием строят модели часов с помощью ТИКО конструктора. Обратите внимание на модель, круг разделён по цветовой гамме на четыре части. Это - универсальное пособие, по нему можно изучать и время, а также, четыре времени года, 4 части суток, практически несколько тем связанных с ориентированием во времени можно изучать с помощью данного небольшого дидактического пособия, которые дети могут сами и построить.

«Счёт, количества, цифры» (слайд 9). В данной теме мы предлагаем детям познакомиться с карточками – заданиями. Слева вы видите карточку, а справа задание. Например, на карточке, слева и справа от дерева опавшие осенние листья, ребёнку можно предложить раскрасить опавшие листья жёлтым или красным цветом, или, раскрасить один опавший листок жёлтым цветом, а остальные красным и сравнить как больше, красных или жёлтых. При этом, дети обязательно конструируют листочки из конструктора и одновременно знакомятся с понятиями много, мало.

«Цифры» (слайд 10,11, 12) На занятия по ФЭМП мы часто используем ТИКО - конструктор «Фантазёр». С помощью него, дети могут создавать визуально цифры. Для этого предлагаем детям рассмотреть полные схемы создания цифр. Дети, ориентируясь на полные схемы, собирают, конструируют цифры. Это дает возможность ребёнку провести пальчиками по числу, тем самым мы обучаем детей правописанию.

"Соотношение количества и цифры» (слайд 13, 14, 15)

Для детей, которые еще не запомнили конфигурацию цифр, можно предложить соотнести количество и цифру. В этом нам могут помочь ТИКО детали с точками от 1 до 6.

С помощью этих деталей можно сконструировать игровой кубик. Правило сборки игрового куба - сумма точек на противоположных гранях куба должно равняться 7. Конструируем игровой кубик и используем его для занятий, например в дидактической игре «Какое число» граней.

Также можно использовать эти же детали для того, чтобы сконструировать, так называемых, «помощников» для детей. Раньше у детей «помощники» в соотношении числа и цифры, были пустые квадраты, а теперь, благодаря, самостоятельному моделированию заданий, дети могут заменить пустые квадраты, на квадраты с точками и соотнести их с цифрой. Таким образом, постепенно, дети, работая с дидактическим пособием, которые они построили сами, своими руками, начинают распознавать и запоминать цифры. А это очень важно для дальнейшей работы в рамках изучения математики.

Практическая часть мастер класса 

Предложить педагогам сконструировать дидактическое пособие "Цифровой коврик". Для этого педагогам необходимо разделиться на четыре группы и с помощью деталей ТИКО - фантазер сконструировать и соединить по схеме четыре части плоскостных треугольников с цифрами посередине. Задача данного дидактического пособия, опознать цифру, какая цифра, столько и предметов должно поместиться на каждой части треугольника.

Рефлексия (слайд 17). Я постаралась показать некоторые из многочисленных возможностей использования ТИКО конструктора в процессе ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста. Как говорил А.С. Выгодский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». В процессе самостоятельного искания и открывания нового посредством системы мыслительных операций. И не случайно, суть технологии моделирования именно и состоит в самом приеме моделирования. Создавая модели с помощью конструктора ТИКО, вместе с детьми мы играем и обучаемся. И в завершении, что касается личности ребенка, ТИКО - квадраты красного, желтого, зелёного цветов мы используем в конце занятия для самооценки. (слайд самооценка).

У меня что-то не получилось - поднимаем- красный квадрат.

У меня не всё получилось - жёлтый квадрат!

У меня всё получилось!- зелёный квадрат.

Я надеюсь, что в конце нашего занятия все педагоги поднимут зеленые квадраты, ведь, работая в технологи ТИКО - моделирование, с ТИКО конструктором «Арифметика. Учимся считать» - у вас всё получилось!

Спасибо, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!

21 января 2023 в 18:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.